Обзор MIDI-клавиатуры ROCKDALE Element

Обзор MIDI-клавиатуры ROCKDALE Element
     В наше время, когда от мобильной и персональной техники мы ждем максимум функциональности, компактности и эргономичности, производители звукового оборудования для креативных музыкантов также не могут игнорировать эти требования. Уже больше десятилетия мы можем наблюдать становление нового класса персональных звуковых студий – мобильных. Идея таких студий в том, что все оборудование может быть развернуто в любом удобном месте, быть по возможности энергонезависимым, а по форм-фактору помещаться в рюкзак. Поэтому все чаще появляются и активно выпускаются очень компактные студийные мониторы, аудио интерфейсы и MIDI-контроллеры.
     Одно из таких устройств - компактная MIDI-клавиатура ROCKDALE Element. Как и героиня кинофильма «Пятый элемент» в исполнении Милы Йовович, эта модель, помимо контрастных черного и белого цвета, имеет ярко-оранжевую нижнюю панель и не менее яркое объединенное колесо Pitch Bend и Modulation в виде трекбола. Уже вначале знакомства появилось приятное впечатление от того, что дизайн по большей части оригинальный. По крайней мере мне не припомнился ни один прототип на рынке, с которого могли бы снять полную копию. Конечно же, подобные клавиатуры с 25 клавишами есть и у AKAI Pro, M-Audio, Arturia, Behringer и прочих брендов, ведь сегмент таких клавиатур хорошо востребован. Это тот случай, когда нужно носить инструмент с собой или удобно расположить на столе в качестве вспомогательного MIDI-контроллера. Иногда занимать полноразмерной MIDI-клавиатурой весь рабочий стол нет причины. Но посмотрим подробнее, что кроме ярко рыжего цвета ROCKDALE привнесли в этот формат клавиатур.

Механика MIDI-rлавиатуры ROCKDALE ELement

     Начнем рассмотрение непосредственно с клавиатуры и ее механики. Две октавы, 25 клавиш mini-size размера, все вроде бы стандартно, но прикосновение по ощущениям как у полувзвешенной клавиатуры. С такой механикой мне известны клавиатуры серии Micro Keys у KORG и у производителя iCON Pro Audio. В свою очередь именитые AKAI, Novation и многие другие популярные производители клавиатур все-таки останавливаются на пружинной механике и неполном порожке у самих клавиш. Безусловно, механика клавиатуры дело индивидуальное и субъективное, но на некоторые вещи стоит обратить внимание. Во-первых, это шум, и следует отметить, что клавиатура продемонстрировала здесь средний уровень, небольшой механический шум есть, но каких-то специфических призвуков при работе до полного смыкания я не услышал. Второй момент – это динамика, и тут полувзвешенная клавиатура модели Element ведет себя лучше, чем, например, имеющийся в моем распоряжении AKAI APC Key 2, точнее выдает нюансировку. Но, безусловно, мое мнение опирается на ощущения человека с фортепианной подготовкой: я всегда предпочту более упругие клавиши, поэтому эта модель от производителя музыкальных инструментов ROCKDALE мне определенно нравится, несмотря на формат mini-size.

Органы управления ROCKDALE Element

     Органы управления у ROCKDALE Element также предлагают исчерпывающие возможности для исполнения и MIDI-автоматизации. Девять чувствительных пэдов в работе комфортны, обладают средней мягкостью и отзывчивостью, то есть позволяют играть как с небольшой динамикой, так и максимальной, не сильно при этом по ним ударяя. Мне нередко попадались клавиатуры, где пэды были не слишком мягкими и при недостаточно отзывчивыми. В этом случае не слишком стремишься программировать барабаны с ними. В данном случае игралось удобно и естественно. Восемь радиальных назначаемых радиальных ручек двигаются удобно – не слишком легко и не слишком туго, опять же близко к середине. Среди прочего функционала также есть режимы повтора и арпеджиатора. Последним могут в основном похвастаться клавиатуры более высокой ценовой категории, например AKAI серии MPK Mini. Параметры арпеджиатора, а также пресеты для управления программными синтезаторами отображаются на небольшом, но достаточно ярком монохромном OLED-дисплее. Особенно он удобен при отсутствии должного освещения, например в клубной и концертной работе.

Хотя лично мне и показалось, что он немного маловат, но даже при этом размере параметры читаются хорошо, и в настольной работе его размера будет достаточно. Также на передней панели есть кнопки MENU и дискретный движок для навигации рядом с дисплеем. Клавиши переключения BANK A/B позволяет переключить набор пэдов 1-9, 10-18, выбор подсвечивается оранжевым и зеленым цветом. Чтобы быстро назначить темп рядом с кнопкой включения арпеджиатора расположена клавиша TAP.
Три-четыре удара в нужном темпе - и нужный темп установлен! И тоже самое для функции повтора, вызывающегося кнопкой по соседству. Кнопки переключения октав вверх и вниз располагаются слева, рядом с большим оранжевым трекболом. Похоже этот самый красивый и достаточно упругий элемент управления, а также полувзвешенный тип клавиатуры – это и есть самые главные фишки этой MIDI-клавиатуры. Но, оказывается это еще не все.

Способы подключения MIDI-клавиатуры 

     Обычное подключение для таких MIDI контроллеров – это традиционный порт с разъемом USB Type A. у ROCKDALE Element он безусловно присутствует и установки специального драйвера не требуется.

Однако, время велит таким устройствам интегрироваться не только в работу с ноутбуками и настольными рабочими станциями, но и с планшетами, и со смартфонами; в этом случае провода с кабелями конечно же мешают. Но у Element есть козырь в рукаве – питание от батареек и сопряжение с устройствами по протоколу Bluetooth.

Тут сразу понимаешь, что устройство функционально точно выше по классу своей розничной цене. Прощайте провода, здравствуйте энергонезависимость и эргономика! И еще, несмотря на столь малый формат, на тыловой панели есть разъем для подключения полноценной педали sustain. Мне особенно грустно, когда эту функцию приходится активировать клавишей на передней панели, а здесь решили пианистов не обижать - за это ROCKDALE еще отдельное спасибо от музыканта-пользователя. Настройки полярности педали в разделе MENU имеются. Получается, производитель и здесь продемонстрировал соразмерный подход между хорошим традиционным и необходимым современным.

Возможности интеграции ROCKDALE Element с приложениями 

     И, напоследок, рассмотрим вопрос интеграции с приложениями. Помимо управляющих пресетов для Cubase, Logic, Ableton Live, FL Studio, Garage Band и Cubasis, пользователю предлагаются пресеты Major Pads и Chrona Pads, а также 12 пользовательских ячеек. Выбирая любой пэд в режиме MENU, Вы сможете быстро назначить номер контроллера, MIDI-канал, кривую чувствительности, параметры послекасания, а также пороговые и максимальные значения средств управления в пяти режимах: Note, Momentary, Toggle, N и Program Change. Радиальные ручки работают как дискретные контроллеры и могут, в том числе, управлять параметрами клавиатурного послекасания - aftertouch. В целом все это - функционал условного первого поколения интеграции, где Вам надо будет покарпеть над записью настроек контроллеров в память пользовательских ячеек. Но в целом, имеющийся функционал не мешает ROCKDALE в будущем создать сопровождающее ПО, как это сделали Novation или Nektar. Если оно появится впоследствие, то устройство перейдет в разряд второго поколения интеграции – управление с дополнительным ПО. Хотя надо отметить, что уже наличие OLED-дисплея значительно упрощает процесс создания пресетов.

Итоги нашего обзора на ROCKDALE Element 

     Подведем итоги. ROCKDALE Element достаточно компактен, чтобы поместиться в рюкзак, но не сверхтонкий, ввиду более продвинутого типа клавиатуры. У этой модели есть все необходимые элементы для управления любым популярным софтом для композиторов и саунд-продюсеров, а благодаря беспроводному способу можно использовать контроллер с мобильными устройствами в любом удобном месте. Думаю, у новой MIDI-клавиатуры ROCKDALE Element точно будет своя ниша в «полных картинах» настольных и мобильных сетапов, учитывая имеющийся прекрасный дизайн, функционал и возможность беспроводной работы, а сопровождающее управляющее ПО и комплектное бесплатное программное обеспечение, которые есть у конкурирующих моделей – это дело времени, тем более что большинство российских пользователей не особо обращают внимание на сопроводительный контент. Клавиатура оставила очень положительное впечатление как вначале, при всех исходных данных, так и после интенсивного использования в работе.

Марк Брянцев
звукорежиссер, композитор, преподаватель

Вернуться в блог
 Музыкальные инструменты ROCKDALE  
      В наше время, когда от мобильной и персональной техники мы ждем максимум функциональности, компактности и эргономичности, производители звукового оборудования для креативных музыкантов также не могут игнорировать эти требования. Уже больше десятилетия мы можем наблюдать становление нового класса персональных звуковых студий – мобильных. Идея таких студий в том, что все оборудование может быть развернуто в любом удобном месте, быть по возможности энергонезависимым, а по форм-фактору помещаться в рюкзак. Поэтому все чаще появляются и активно выпускаются очень компактные студийные мониторы, аудио интерфейсы и MIDI-контроллеры.
     Одно из таких устройств - компактная MIDI-клавиатура ROCKDALE Element. Как и героиня кинофильма «Пятый элемент» в исполнении Милы Йовович, эта модель, помимо контрастных черного и белого цвета, имеет ярко-оранжевую нижнюю панель и не менее яркое объединенное колесо Pitch Bend и Modulation в виде трекбола. Уже вначале знакомства появилось приятное впечатление от того, что дизайн по большей части оригинальный. По крайней мере мне не припомнился ни один прототип на рынке, с которого могли бы снять полную копию. Конечно же, подобные клавиатуры с 25 клавишами есть и у AKAI Pro, M-Audio, Arturia, Behringer и прочих брендов, ведь сегмент таких клавиатур хорошо востребован. Это тот случай, когда нужно носить инструмент с собой или удобно расположить на столе в качестве вспомогательного MIDI-контроллера. Иногда занимать полноразмерной MIDI-клавиатурой весь рабочий стол нет причины. Но посмотрим подробнее, что кроме ярко рыжего цвета ROCKDALE привнесли в этот формат клавиатур.

Механика MIDI-rлавиатуры ROCKDALE ELement

     Начнем рассмотрение непосредственно с клавиатуры и ее механики. Две октавы, 25 клавиш mini-size размера, все вроде бы стандартно, но прикосновение по ощущениям как у полувзвешенной клавиатуры. С такой механикой мне известны клавиатуры серии Micro Keys у KORG и у производителя iCON Pro Audio. В свою очередь именитые AKAI, Novation и многие другие популярные производители клавиатур все-таки останавливаются на пружинной механике и неполном порожке у самих клавиш. Безусловно, механика клавиатуры дело индивидуальное и субъективное, но на некоторые вещи стоит обратить внимание. Во-первых, это шум, и следует отметить, что клавиатура продемонстрировала здесь средний уровень, небольшой механический шум есть, но каких-то специфических призвуков при работе до полного смыкания я не услышал. Второй момент – это динамика, и тут полувзвешенная клавиатура модели Element ведет себя лучше, чем, например, имеющийся в моем распоряжении AKAI APC Key 2, точнее выдает нюансировку. Но, безусловно, мое мнение опирается на ощущения человека с фортепианной подготовкой: я всегда предпочту более упругие клавиши, поэтому эта модель от производителя музыкальных инструментов ROCKDALE мне определенно нравится, несмотря на формат mini-size.

Органы управления ROCKDALE Element

     Органы управления у ROCKDALE Element также предлагают исчерпывающие возможности для исполнения и MIDI-автоматизации. Девять чувствительных пэдов в работе комфортны, обладают средней мягкостью и отзывчивостью, то есть позволяют играть как с небольшой динамикой, так и максимальной, не сильно при этом по ним ударяя. Мне нередко попадались клавиатуры, где пэды были не слишком мягкими и при недостаточно отзывчивыми. В этом случае не слишком стремишься программировать барабаны с ними. В данном случае игралось удобно и естественно. Восемь радиальных назначаемых радиальных ручек двигаются удобно – не слишком легко и не слишком туго, опять же близко к середине. Среди прочего функционала также есть режимы повтора и арпеджиатора. Последним могут в основном похвастаться клавиатуры более высокой ценовой категории, например AKAI серии MPK Mini. Параметры арпеджиатора, а также пресеты для управления программными синтезаторами отображаются на небольшом, но достаточно ярком монохромном OLED-дисплее. Особенно он удобен при отсутствии должного освещения, например в клубной и концертной работе.

Хотя лично мне и показалось, что он немного маловат, но даже при этом размере параметры читаются хорошо, и в настольной работе его размера будет достаточно. Также на передней панели есть кнопки MENU и дискретный движок для навигации рядом с дисплеем. Клавиши переключения BANK A/B позволяет переключить набор пэдов 1-9, 10-18, выбор подсвечивается оранжевым и зеленым цветом. Чтобы быстро назначить темп рядом с кнопкой включения арпеджиатора расположена клавиша TAP.
Три-четыре удара в нужном темпе - и нужный темп установлен! И тоже самое для функции повтора, вызывающегося кнопкой по соседству. Кнопки переключения октав вверх и вниз располагаются слева, рядом с большим оранжевым трекболом. Похоже этот самый красивый и достаточно упругий элемент управления, а также полувзвешенный тип клавиатуры – это и есть самые главные фишки этой MIDI-клавиатуры. Но, оказывается это еще не все.

Способы подключения MIDI-клавиатуры 

     Обычное подключение для таких MIDI контроллеров – это традиционный порт с разъемом USB Type A. у ROCKDALE Element он безусловно присутствует и установки специального драйвера не требуется.

Однако, время велит таким устройствам интегрироваться не только в работу с ноутбуками и настольными рабочими станциями, но и с планшетами, и со смартфонами; в этом случае провода с кабелями конечно же мешают. Но у Element есть козырь в рукаве – питание от батареек и сопряжение с устройствами по протоколу Bluetooth.

Тут сразу понимаешь, что устройство функционально точно выше по классу своей розничной цене. Прощайте провода, здравствуйте энергонезависимость и эргономика! И еще, несмотря на столь малый формат, на тыловой панели есть разъем для подключения полноценной педали sustain. Мне особенно грустно, когда эту функцию приходится активировать клавишей на передней панели, а здесь решили пианистов не обижать - за это ROCKDALE еще отдельное спасибо от музыканта-пользователя. Настройки полярности педали в разделе MENU имеются. Получается, производитель и здесь продемонстрировал соразмерный подход между хорошим традиционным и необходимым современным.

Возможности интеграции ROCKDALE Element с приложениями 

     И, напоследок, рассмотрим вопрос интеграции с приложениями. Помимо управляющих пресетов для Cubase, Logic, Ableton Live, FL Studio, Garage Band и Cubasis, пользователю предлагаются пресеты Major Pads и Chrona Pads, а также 12 пользовательских ячеек. Выбирая любой пэд в режиме MENU, Вы сможете быстро назначить номер контроллера, MIDI-канал, кривую чувствительности, параметры послекасания, а также пороговые и максимальные значения средств управления в пяти режимах: Note, Momentary, Toggle, N и Program Change. Радиальные ручки работают как дискретные контроллеры и могут, в том числе, управлять параметрами клавиатурного послекасания - aftertouch. В целом все это - функционал условного первого поколения интеграции, где Вам надо будет покарпеть над записью настроек контроллеров в память пользовательских ячеек. Но в целом, имеющийся функционал не мешает ROCKDALE в будущем создать сопровождающее ПО, как это сделали Novation или Nektar. Если оно появится впоследствие, то устройство перейдет в разряд второго поколения интеграции – управление с дополнительным ПО. Хотя надо отметить, что уже наличие OLED-дисплея значительно упрощает процесс создания пресетов.

Итоги нашего обзора на ROCKDALE Element 

     Подведем итоги. ROCKDALE Element достаточно компактен, чтобы поместиться в рюкзак, но не сверхтонкий, ввиду более продвинутого типа клавиатуры. У этой модели есть все необходимые элементы для управления любым популярным софтом для композиторов и саунд-продюсеров, а благодаря беспроводному способу можно использовать контроллер с мобильными устройствами в любом удобном месте. Думаю, у новой MIDI-клавиатуры ROCKDALE Element точно будет своя ниша в «полных картинах» настольных и мобильных сетапов, учитывая имеющийся прекрасный дизайн, функционал и возможность беспроводной работы, а сопровождающее управляющее ПО и комплектное бесплатное программное обеспечение, которые есть у конкурирующих моделей – это дело времени, тем более что большинство российских пользователей не особо обращают внимание на сопроводительный контент. Клавиатура оставила очень положительное впечатление как вначале, при всех исходных данных, так и после интенсивного использования в работе.

Марк Брянцев
звукорежиссер, композитор, преподаватель