Что важно знать начинающему гитаристу об электрогитаре?

Что важно знать начинающему гитаристу об электрогитаре?

Что важно знать начинающему гитаристу об электрогитаре?

Электрогитара – инструмент, родственный привычной акустической гитаре, однако его возможности гораздо шире, и при правильном использовании предоставляют музыканту гораздо более масштабное поле для творческих экспериментов. Однако важно понимать, что звук, который вы в итоге получаете, формируется не только самой гитарой, но и другими приборами, наличие которых обязательно для того, чтобы гитара звучала так, как вам хотелось бы. Помимо самой гитары, вам понадобится усилитель с кабинетом и некоторые необходимые приборы обработки звука, а также кое-какие аксессуары. Уже становится страшно? На самом деле – нет. Из нашей статьи вы узнаете все самое важное для того, чтобы правильно выбрать свою первую электрогитару и нужное оборудование.

Гитара

Если акустическая или классическая гитара звучит сама по себе за счет того, что корпус инструмента многократно усиливает и придает необходимые оттенки звучанию струн, то в электрогитаре все несколько сложнее. Здесь колебание струны сначала превращается в электрический импульс с помощью звукоснимателей, являющихся одним из самых главных элементов, а затем передается на усилитель, чаще всего состоящий из предусилителя и усилителя мощности. Впрочем, об этом поговорим позже. Сначала разберемся в конструкции самой электрогитары и поймем, на что крайне важно обращать внимание при выборе своего первого инструмента.

Очень хорошо, если перед выбором инструмента вы уже знаете, в каком стиле собираетесь играть. Дело в том, что для разных стилей вам понадобятся совсем разные гитары. Например, для многих экстремальных стилей необходимо не шесть, а семь или даже восемь струн. Необходимый тип бриджа и выбор звукоснимателей тоже зависит от стиля исполняемой музыки. В нашей статье мы разберем конструкцию наиболее классической электрогитары, которую можно рекомендовать каждому начинающему музыканту, и которая подойдет для исполнения музыки в большинстве современных стилей.

                                    

1. Голова грифа – конструктивный элемент гитары. На ней размещаются колки, использующиеся для настройки инструмента.

2. Ретейнеры – прижимные пластины, обеспечивающие наилучший прижим струн к верхнему порожку.

3. Колки – используются для настройки гитары. Подробнее о настройке мы поговорим в другой статье.

4. Гнездо анкерного стержня – здесь с помощью анкерного стержня вы можете регулировать прогиб грифа. Анкерный стержень это металлическая вставка, которая находится внутри грифа. Она имеет две функции: во-первых, повышает прочность грифа, во-вторых, позволяет регулировать его изгиб. Дело в том, что на правильно отстроенной гитаре гриф не должен быть идеально ровным, он слегка изогнут. Представьте себе лук, где струны исполняют роль тетивы, но, конечно, изгиб грифа гораздо меньше, он едва заметен, но правильная настройка этого изгиба важна для того, чтобы струны не дребезжали на ладах и находились на комфортной высоте над ладами. При должном опыте, этот изгиб может регулировать сам музыкант, но на начальном этапе мы рекомендуем доверить эту работу опытному мастеру. Как правило, все инструменты в магазине уже отрегулированы приблизительно, но крайне рекомендуется после покупки произвести точную отстройку инструмента у мастера. Очень часто эту услугу предоставляют продавцы магазина.

 

Для регулировки анкерного стержня натяжение струн необходимо ослабить.

5. Гриф – конструктивный элемент гитары. На грифе музыкант прижимает струны для извлечения разных нот. При выборе инструмента очень важно проверить ровность грифа. Небольшой прогиб в центре, как мы уже говорили, это нормально. Но изгибы в любых других плоскостях, так называемый «винт» - это недопустимо. Чаще всего гриф изготавливается из клена, хотя допускается использование и других пород дерева.

6. Накладка грифа – рабочая поверхность грифа, на которой расположены лады. Материал накладки грифа несколько влияет на яркость звука и комфорт при игре. Традиционные породы дерева для изготовления накладок это клен, черное дерево и палисандр. Палисандр в последнее время все чаще заменяется искусственными или древесно-композитными материалами из-за дороговизны и природоохранных аспектов. Однозначных рекомендаций тут дать невозможно. Как правило, музыканты, играющие музыку, подразумевающую чистый звук гитары, выбирают клен. Музыканты, любящие игру на перегруженном звуке – палисандр или черное дерево. Но это дело вкуса, любой из этих материалов хорош по-своему. Ваша задача при выборе инструмента убедиться в том, что накладка не имеет трещин, и лады не выпирают из нее. Впрочем, вопросы о том, что нужно проверять при покупке гитары, это тема другой статьи.

7. Лады – металлические порожки на грифе гитары. К ладам музыкант прижимает струны при игре на инструменте. Звук, извлекаемый на струне, зависит от того, к какому ладу прижата струна. Материал и высота ладов в некоторой степени оказывают влияние на комфорт игры. Но для начала вам вполне подойдут лады, которые установлены на любом качественном инструменте, даже если это инструмент начального уровня.

8. Верхний порожек и Нижний порожек – важнейшие элементы гитары. Расстояние между ними называется мензурой. От точности настройки мензуры зависит правильность звучания отдельных нот и правильность строя гитары. Длина мензуры на разных инструментах может быть разной. Наиболее распространены мензуры 25,5”, так называемая «фендеровская» мензура и 24.75 “ – «гибсоновская». Есть еще гитары с мензурой 27” – баритоны, мультимензуры для гитар с веерными ладами, но это уже редкость. Говоря простыми словами, длина мензуры определяет то, какое расстояние будет на грифе между ладами. И если различие между «фендеровской» и «гибсоновской» мензурой не так велико по ощущениям при игре, то баритональная мензура 27” требует большей растяжки пальцев, поэтому менее комфортна для исполнения технически сложных соло. Зато такие инструменты имеют более плотный и низкий звук, подходящий для мощных партий ритм-гитары. На гитаре, взятой нами за образец в данной статье, присутствует «фендеровская» мензура 25,5”.

 

Нижний порожек в некоторых конструкциях не выглядит как единый порожек. В данном случае седло брижда формирует свой собственный задний порожек для каждой отдельной струны.

9. Винты регулировки мензуры – с помощью этих винтов вы можете регулировать длину мензуры каждой отдельной струны, двигая седло (то место на заднем порожке, на которое опирается струна) вперед или назад. Для неопытных музыкантов мы рекомендуем доверить отстройку мензуры мастеру (продавцу магазина). Впоследствии вы научитесь делать это сами, но такой навык требует опыта. В рамках этой статьи мы не будем затрагивать эту тему.

10. Корпус (дека) – Очень часто можно встретить дискуссии на тему того, какая древесина лучше всего подходит для изготовления корпуса, нужен ли топ на корпусе, нужны ли полости в корпусе и т.д. Действительно, разные породы дерева звучат несколько по-разному, разные конструкции тоже дают свои оттенки звука. Но на начальном этапе вашего творчества эти нюансы не так уж важны. Во-первых, даже одна и та же порода дерева в разных инструментах будет звучать по-разному в зависимости от огромного количества факторов: подвид породы (а ведь видов того же клена или красного дерева очень много), возраст дерева, где и в каком климате оно выросло, как проходила сушка и каков процент остаточной влаги в корпусе и очень-очень много всего другого. Мы крайне не рекомендуем вам с первых шагов в мире электрогитары углубляться в эти дебри. Поверьте, на первом этапе материал корпуса не будет играть никакой роли для вас. Гораздо важнее все то, о чем мы поговорим ниже.

11. Звукосниматели: Сразу скажем, что понимание этого пункта крайне важно для начинающего гитариста, потому что выбор правильных звукоснимателей напрямую влияет на то, сможет ли он исполнять именно ту музыку, какую хочет. Звукосниматели- это магнитные датчики, улавливающие колебания струн и преобразующие их в электрические импульсы. Собственно говоря, благодаря их работе мы и слышим звук гитары, ведь сам корпус резонирует очень слабо. Очень важно понимать, что звукосниматели бывают двух типов – синглы (датчик с одной катушкой) и хамбакеры (датчик с двумя катушками). Сингл звучит более мягко и нежно и красиво, в нем больше обертонов и глубины звука.

 

Звукосниматель типа «сингл»

Хамбакер звучит более плоско и резко, зато намного мощнее и яростнее. Но что самое главное: в силу конструктивных особенностей сингл очень сильно «фонит», то есть создает посторонние шумы, при игре с перегруженным звуком и поэтому для этих целей практически непригоден. Его стезя – чистый звук, в крайнем случае, совсем небольшой перегруз. Если же вы фанат металла или желаете исполнять сольные партии на перегруженном звуке даже в не самой тяжелой музыке, вам нужны хамбакеры.

 

Звукосниматель типа «хамбакер»

 

Хороший выбор – вариант, приведенный на фото. Здесь вы видите два сингла в нековой и центральной позиции (нек – это позиция у грифа). В бридже находится хамбакер (бриджевая позиция это позиция у заднего порожка, «бриджа»). Для исполнения партий с перегруженным звуком вы можете включать хамбакер, для исполнения партий на чистом звуке – сингл. Позиция звукоснимателя тоже имеет большое значение. Как правило, большинство партий ритм-гитары играются на звукоснимателе в бриджевовой позиции, соло – в нековой. Но это каждый раз определяется характером произведения.

12. Бридж – Конструкция, обеспечивающая фиксацию струн в задней части гитары. Это еще один крайне важный элемент, с которым нужно разобраться до покупки инструмента. С помощью рычага тремоло вы можете качать бридж вверх или вниз и добиваться характерного эффекта игры с рычагом (глубокие вибрато, «дайв бомбы», пронзительные флажолеты и т.д.).

Бридж электрогитары может выглядеть по-разному:

   
  •   

Проблема в том, что чем больше возможностей предоставляет бридж – тем сложнее он в отстройке и эксплуатации. Например, сложные двусторонние бриджи типа “Floyd Rose” дают максимум возможностей, но и максимально капризны. Для начинающего музыканта задача просто настроить инструмент с таким бриджем может оказаться непосильной, так как он фактически висит в воздухе, опираясь на две точки (ножи), и уравновешиваясь с одной стороны натяжением струн а с другой – натяжением специальных пружин. Настраивая одну струну, вы меняете силу натяжения со стороны струн, положение бриджа на долю миллиметра меняется – и все струны начинают немного «высить» или «низить». Другими словами, настройка одной струны оказывает влияние на строй других струн, и это может быть большой проблемой. Вторая проблема это регулировка натяжения пружин при замене струн на струны другого производителя или другой калибр. Третья проблема это изменение положения бриджа при опоре на него рукой во время игры. А есть еще и четвертая и пятая…..Так или иначе, мы не рекомендуем выбирать гитару с таким бриджем в качестве первого инструмента. Фиксированный бридж типа «tunamatic» – это кардинальное решение проблемы. С ним нет никаких проблем, но и нет никаких дополнительных возможностей. Гитару с таким бриджем вполне можно рекомендовать в качестве первой. Но что делать, если вы фанат, например, Стива Вая? В таком случае можно попробовать классический вариант (как на нашем первом рисунке). Это бридж типа «tremolo». Он позволяет качать рычаг только в одну сторону, вниз. Кое-какие эффекты вам будут недоступны, но большинство работы с рычагом основывается именно на движении вниз. Зато бридж «тремоло» опирается на корпус и закреплен 6-ю винтами с одной стороны, что делает его намного более стабильным и менее капризным в работе.

13. Отверстие рычага тремоло – сюда вставляется рычаг для работы с бриджем

14. Ручки тембр (tone) регулируют тембр звучания для каждого из звукоснимателей.

15. Громкость (volume) регулирует громкость звучания инструмента.

16. Переключатель звукоснимателей пятипозиционный переключатель, с помощью которого вы выбираете, какие из звукоснимателей активны в данный момент. Можно выбрать как режим работы одного из звукоснимателей, так и сочетание нескольких. От этого довольно сильно меняется звук, что дает вам широкие возможности для выражения вашей музыкальной индивидуальности.

17. Разъем «jack» используется для подключения гитары к усилителю.

Усилитель

Конечно, вы знаете, что электрогитара сама по себе практически не звучит, и для того, чтобы ее стало по-настоящему слышно, требуется подключать ее к усилителю. Но дело в том, что гитарный усилитель это не просто прибор, который делает звук громким. Он его фактически создает. В формировании того звука, который вы слышите, усилитель играет, пожалуй, даже большую роль, чем сама гитара, поэтому к его выбору стоит подойти очень вдумчиво.

Изначально во времена динозавров гитарные усилители имели один каскад усиления, по сути, это были обычные усилители мощности, которые, конечно, имели тот или иной характер, но кардинально звучание инструмента не меняли. Электрогитара звучала довольно похоже на обычную акустическую гитару, только гораздо громче в зависимости от мощности усилителя и несколько резче.

 
Примерно так выглядели все гитарные усилители в эру «до перегруза»

Но однажды гитаристы заметили, что если слегка перегрузить усилитель (что теоретически считалось ошибкой в настройке звука), то полученный на выходе перегруженный звук получается довольно интересным и открывает множество новых возможностей. Однако проблем с таким звуком на усилителях той эпохи было больше, чем преимуществ. Во-первых, перегружать усилитель можно было лишь слегка, иначе появлялся ужасный фон, звук становился неприятным на слух, да и можно было попросту испортить усилитель. Тогда было принято решение делать усилители с двумя каскадами усиления: первый, названный предусилителем, перегружался и отдавал уже перегруженный сигнал на второй усилитель, прозванный оконечником, который уже разгонял громкость звука до необходимой мощности и придавал ему дополнительную окраску. Так родилась классическая схема гитарного усилителя и началась эпоха рок-музыки. Возможность перегружать предусилитель еще больше появилась несколько позже и открыла эпоху металлической музыки, в гитарном мире – эпоху хайгейна (gain – это понятие, отражающее степень перегруза предусилителя). Усилители стали делиться на «хайгейновые», предназначенные, в первую очередь, для тяжелого звука и «лоугейновые», заточенные больше для работы с чистым звуком и способные перегружаться лишь незначительно.

 

Современный «хайгейновый» усилитель

 

Затем пришли новые технологии, транзисторы стали часто заменять лампы, появились транзисторные усилители, затем в эру цифровых технологий появились цифровые (модулирующие) усилители.

Моделирующие усилители по внешнему виду ничем не отличаются от традиционных. Возможностей у них намного больше, а звук у современных моделей практически неотличим от лампового или транзисторного усилителя.

Сейчас на рынке можно встретить представителей всех трех поколений, причем в данном случае принадлежность к новому поколению отнюдь не является гарантией лучшего звука. Гитаристу важно понимать, какой усилитель ему нужен для его задач. Поэтому перейдем от теоретической части к практическим рекомендациям.

1.     Если вы хотите играть музыку, построенную на чистом звучании гитары (фанк, джаз, кантри, психоделический рок, брит-поп и так далее), то стоит ориентироваться на «лоугейн» усилители, если же вы фанат punk, heavy-metal, thrash, metalcore, math-metal, modern-metal, death-metal, black-metal и т.д. – то ваш выбор – «хайгейн» усилитель. Конечно, современные усилители гораздо более универсальны, чем их предшественники, каждый из них способен в той или иной степени выдать и красивый чистый звук и неплохой перегруз, но все же специализация сохраняется до сих пор, поэтому изучить этот вопрос до приобретения усилителя очень важно, не менее важно, чем вопрос о гитаре.

2.     Ламповые усилители – дорогое удовольствие. Они хороши тем, что дают максимально «теплый», и «настоящий» звук. На них сложнее играть, лампа не прощает мельчайших ошибок в звукоизвлечении, но зато, если уж ты умеешь играть на «лампе», то ты действительно умеешь играть! Как правило, в ламповых усилителях довольно ограничены возможности эффектов. Хороший чистый звук и хороший перегруженный звук – зачастую это все, что они могут предоставить. Но при этом поклонников у ламповых усилителей огромное количество.

Транзисторные усилители можно охарактеризовать как переходный период от ламповых к цифровым. Они весят намного меньше ламповых, гораздо менее капризны при транспортировке, стоят значительно меньше и при этом звучат вполне неплохо. Отличный выбор для начинающего музыканта.

Цифровые усилители – новая веха в развитии цивилизации. До недавнего времени цифровой усилитель считался дешевой заменой «настоящему» усилителю. Огромный плюс этих усилителей заключается в том, что в одном корпусе может уместиться чуть ли не весь спектр всех возможных типов усилителей и типов эффектов. В итоге за то, что в аналоговом виде стоило бы целое состояние, сегодня гитарист платит довольно скромные деньги. С другой стороны, цифровые усилители не зря называются моделирующими. Они именно моделируют, то есть пытаются подражать звучанию «настоящих» усилителей. Еще лет десять назад это было хорошо слышно, но сегодня технологии шагнули настолько далеко вперед, что моделирующие усилители не стесняются использовать даже звезды первой величины. Во-первых, это очень компактно, во-вторых, очень удобно в настройке и управлении, в-третьих, это уже очень хорошо звучит. Для начинающего музыканта приобрести относительно недорогой моделирующий усилитель в форме «комбо», когда усилитель совмещен с кабинетом (колонкой), это отличный выбор!

Эффекты

Третья и очень обширная тема это приборы обработки звука. Как мы уже выяснили, сама по себе электрогитара практически не звучит, а при подключении к усилителю звучит либо похоже на обычную акустическую гитару, либо выдает перегруженный звук без каких-то дополнительных эффектов. При этом возможности гитарного звука очень широки, но для их раскрытия понадобятся приборы обработки звука, которые раньше чаще всего исполнялись в виде педалей, которые включались в общую звуковую цепь. Нажатием на одну или несколько педалей гитарист активирует требуемый эффект или комбинацию эффектов. Вот самые распространенные эффекты, которые встречаются в гирном звуке:

С эффектами перегруза мы уже разобрались. Осталось лишь сказать, что в зависимости от характера звучания, их принято разделять на Fuzz, Overdrive и Distortion.

Wah-Wah – педаль, при нажатии на которую гитара выдает характерный квакающий звук. Крайне популярна в тяжелых стилях при исполнении соло. Изменяя положение педали в такт музыке, можно добиться очень интересного звучания.

Chorus – эффект звучания одновременно нескольких гитар. Как правило, используется на чистом звуке, помогает сделать звучание более насыщенным и глубоким

Rever/Hall Эффекты пространства. Создают впечатление, что гитара звучит в просторном помещении с хорошей акустикой и отражением от разных поверхностей.

Delay/Echo – Эффекты задержки, когда изначально сыгранные ноты повторяются через некоторое время один или несколько раз с тенденцией к затуханию. При правильной настройке звучат очень красиво.

Flanger – создает характернное психоделическое звучание гитары. По принципу схож с chorus, но имеет специфическую окраску, поэтому выделяется в отдельный эффект

Pitch shift/octaver – эффекты, построенные на изменении высоты основного тона и подмешивания его к исходному сигналу. Позволяют строить разные интервалы, создавая интересное звучание. Октавер – частный случай питч-шифтера – создает интервал в октаву, которая звучит очень устойчиво и гармонично в любой ситуации.

Конечно же, гитарных эффектов гораздо больше, мы перечислили лишь самые основные. Возникает вопрос, нужно ли начинающему гитаристу наряду с гитарой и усилителем покупать сразу весь набор педалей эффектов? Совсем не обязательно! Навыки игры на инструменте можно развивать используя лишь гитару и усилитель с возможностью перегруза (пожалуй, это единственный эффект, который действительно необходим даже для обучения, потому что техника игры на нем очень отличается от техники игры на чистом звуке). Вторая хорошая новость заключается в том, что большинство современных усилителей (особенно это касается моделирующих усилителей) уже имеют на борту все базовые эффекты для удобства использования.

Надеемся, что наша статья была полезной для вас!


Вернуться в блог
 Музыкальные инструменты ROCKDALE  
 

Что важно знать начинающему гитаристу об электрогитаре?

Электрогитара – инструмент, родственный привычной акустической гитаре, однако его возможности гораздо шире, и при правильном использовании предоставляют музыканту гораздо более масштабное поле для творческих экспериментов. Однако важно понимать, что звук, который вы в итоге получаете, формируется не только самой гитарой, но и другими приборами, наличие которых обязательно для того, чтобы гитара звучала так, как вам хотелось бы. Помимо самой гитары, вам понадобится усилитель с кабинетом и некоторые необходимые приборы обработки звука, а также кое-какие аксессуары. Уже становится страшно? На самом деле – нет. Из нашей статьи вы узнаете все самое важное для того, чтобы правильно выбрать свою первую электрогитару и нужное оборудование.

Гитара

Если акустическая или классическая гитара звучит сама по себе за счет того, что корпус инструмента многократно усиливает и придает необходимые оттенки звучанию струн, то в электрогитаре все несколько сложнее. Здесь колебание струны сначала превращается в электрический импульс с помощью звукоснимателей, являющихся одним из самых главных элементов, а затем передается на усилитель, чаще всего состоящий из предусилителя и усилителя мощности. Впрочем, об этом поговорим позже. Сначала разберемся в конструкции самой электрогитары и поймем, на что крайне важно обращать внимание при выборе своего первого инструмента.

Очень хорошо, если перед выбором инструмента вы уже знаете, в каком стиле собираетесь играть. Дело в том, что для разных стилей вам понадобятся совсем разные гитары. Например, для многих экстремальных стилей необходимо не шесть, а семь или даже восемь струн. Необходимый тип бриджа и выбор звукоснимателей тоже зависит от стиля исполняемой музыки. В нашей статье мы разберем конструкцию наиболее классической электрогитары, которую можно рекомендовать каждому начинающему музыканту, и которая подойдет для исполнения музыки в большинстве современных стилей.

                                    

1. Голова грифа – конструктивный элемент гитары. На ней размещаются колки, использующиеся для настройки инструмента.

2. Ретейнеры – прижимные пластины, обеспечивающие наилучший прижим струн к верхнему порожку.

3. Колки – используются для настройки гитары. Подробнее о настройке мы поговорим в другой статье.

4. Гнездо анкерного стержня – здесь с помощью анкерного стержня вы можете регулировать прогиб грифа. Анкерный стержень это металлическая вставка, которая находится внутри грифа. Она имеет две функции: во-первых, повышает прочность грифа, во-вторых, позволяет регулировать его изгиб. Дело в том, что на правильно отстроенной гитаре гриф не должен быть идеально ровным, он слегка изогнут. Представьте себе лук, где струны исполняют роль тетивы, но, конечно, изгиб грифа гораздо меньше, он едва заметен, но правильная настройка этого изгиба важна для того, чтобы струны не дребезжали на ладах и находились на комфортной высоте над ладами. При должном опыте, этот изгиб может регулировать сам музыкант, но на начальном этапе мы рекомендуем доверить эту работу опытному мастеру. Как правило, все инструменты в магазине уже отрегулированы приблизительно, но крайне рекомендуется после покупки произвести точную отстройку инструмента у мастера. Очень часто эту услугу предоставляют продавцы магазина.

 

Для регулировки анкерного стержня натяжение струн необходимо ослабить.

5. Гриф – конструктивный элемент гитары. На грифе музыкант прижимает струны для извлечения разных нот. При выборе инструмента очень важно проверить ровность грифа. Небольшой прогиб в центре, как мы уже говорили, это нормально. Но изгибы в любых других плоскостях, так называемый «винт» - это недопустимо. Чаще всего гриф изготавливается из клена, хотя допускается использование и других пород дерева.

6. Накладка грифа – рабочая поверхность грифа, на которой расположены лады. Материал накладки грифа несколько влияет на яркость звука и комфорт при игре. Традиционные породы дерева для изготовления накладок это клен, черное дерево и палисандр. Палисандр в последнее время все чаще заменяется искусственными или древесно-композитными материалами из-за дороговизны и природоохранных аспектов. Однозначных рекомендаций тут дать невозможно. Как правило, музыканты, играющие музыку, подразумевающую чистый звук гитары, выбирают клен. Музыканты, любящие игру на перегруженном звуке – палисандр или черное дерево. Но это дело вкуса, любой из этих материалов хорош по-своему. Ваша задача при выборе инструмента убедиться в том, что накладка не имеет трещин, и лады не выпирают из нее. Впрочем, вопросы о том, что нужно проверять при покупке гитары, это тема другой статьи.

7. Лады – металлические порожки на грифе гитары. К ладам музыкант прижимает струны при игре на инструменте. Звук, извлекаемый на струне, зависит от того, к какому ладу прижата струна. Материал и высота ладов в некоторой степени оказывают влияние на комфорт игры. Но для начала вам вполне подойдут лады, которые установлены на любом качественном инструменте, даже если это инструмент начального уровня.

8. Верхний порожек и Нижний порожек – важнейшие элементы гитары. Расстояние между ними называется мензурой. От точности настройки мензуры зависит правильность звучания отдельных нот и правильность строя гитары. Длина мензуры на разных инструментах может быть разной. Наиболее распространены мензуры 25,5”, так называемая «фендеровская» мензура и 24.75 “ – «гибсоновская». Есть еще гитары с мензурой 27” – баритоны, мультимензуры для гитар с веерными ладами, но это уже редкость. Говоря простыми словами, длина мензуры определяет то, какое расстояние будет на грифе между ладами. И если различие между «фендеровской» и «гибсоновской» мензурой не так велико по ощущениям при игре, то баритональная мензура 27” требует большей растяжки пальцев, поэтому менее комфортна для исполнения технически сложных соло. Зато такие инструменты имеют более плотный и низкий звук, подходящий для мощных партий ритм-гитары. На гитаре, взятой нами за образец в данной статье, присутствует «фендеровская» мензура 25,5”.

 

Нижний порожек в некоторых конструкциях не выглядит как единый порожек. В данном случае седло брижда формирует свой собственный задний порожек для каждой отдельной струны.

9. Винты регулировки мензуры – с помощью этих винтов вы можете регулировать длину мензуры каждой отдельной струны, двигая седло (то место на заднем порожке, на которое опирается струна) вперед или назад. Для неопытных музыкантов мы рекомендуем доверить отстройку мензуры мастеру (продавцу магазина). Впоследствии вы научитесь делать это сами, но такой навык требует опыта. В рамках этой статьи мы не будем затрагивать эту тему.

10. Корпус (дека) – Очень часто можно встретить дискуссии на тему того, какая древесина лучше всего подходит для изготовления корпуса, нужен ли топ на корпусе, нужны ли полости в корпусе и т.д. Действительно, разные породы дерева звучат несколько по-разному, разные конструкции тоже дают свои оттенки звука. Но на начальном этапе вашего творчества эти нюансы не так уж важны. Во-первых, даже одна и та же порода дерева в разных инструментах будет звучать по-разному в зависимости от огромного количества факторов: подвид породы (а ведь видов того же клена или красного дерева очень много), возраст дерева, где и в каком климате оно выросло, как проходила сушка и каков процент остаточной влаги в корпусе и очень-очень много всего другого. Мы крайне не рекомендуем вам с первых шагов в мире электрогитары углубляться в эти дебри. Поверьте, на первом этапе материал корпуса не будет играть никакой роли для вас. Гораздо важнее все то, о чем мы поговорим ниже.

11. Звукосниматели: Сразу скажем, что понимание этого пункта крайне важно для начинающего гитариста, потому что выбор правильных звукоснимателей напрямую влияет на то, сможет ли он исполнять именно ту музыку, какую хочет. Звукосниматели- это магнитные датчики, улавливающие колебания струн и преобразующие их в электрические импульсы. Собственно говоря, благодаря их работе мы и слышим звук гитары, ведь сам корпус резонирует очень слабо. Очень важно понимать, что звукосниматели бывают двух типов – синглы (датчик с одной катушкой) и хамбакеры (датчик с двумя катушками). Сингл звучит более мягко и нежно и красиво, в нем больше обертонов и глубины звука.

 

Звукосниматель типа «сингл»

Хамбакер звучит более плоско и резко, зато намного мощнее и яростнее. Но что самое главное: в силу конструктивных особенностей сингл очень сильно «фонит», то есть создает посторонние шумы, при игре с перегруженным звуком и поэтому для этих целей практически непригоден. Его стезя – чистый звук, в крайнем случае, совсем небольшой перегруз. Если же вы фанат металла или желаете исполнять сольные партии на перегруженном звуке даже в не самой тяжелой музыке, вам нужны хамбакеры.

 

Звукосниматель типа «хамбакер»

 

Хороший выбор – вариант, приведенный на фото. Здесь вы видите два сингла в нековой и центральной позиции (нек – это позиция у грифа). В бридже находится хамбакер (бриджевая позиция это позиция у заднего порожка, «бриджа»). Для исполнения партий с перегруженным звуком вы можете включать хамбакер, для исполнения партий на чистом звуке – сингл. Позиция звукоснимателя тоже имеет большое значение. Как правило, большинство партий ритм-гитары играются на звукоснимателе в бриджевовой позиции, соло – в нековой. Но это каждый раз определяется характером произведения.

12. Бридж – Конструкция, обеспечивающая фиксацию струн в задней части гитары. Это еще один крайне важный элемент, с которым нужно разобраться до покупки инструмента. С помощью рычага тремоло вы можете качать бридж вверх или вниз и добиваться характерного эффекта игры с рычагом (глубокие вибрато, «дайв бомбы», пронзительные флажолеты и т.д.).

Бридж электрогитары может выглядеть по-разному:

   
  •   

Проблема в том, что чем больше возможностей предоставляет бридж – тем сложнее он в отстройке и эксплуатации. Например, сложные двусторонние бриджи типа “Floyd Rose” дают максимум возможностей, но и максимально капризны. Для начинающего музыканта задача просто настроить инструмент с таким бриджем может оказаться непосильной, так как он фактически висит в воздухе, опираясь на две точки (ножи), и уравновешиваясь с одной стороны натяжением струн а с другой – натяжением специальных пружин. Настраивая одну струну, вы меняете силу натяжения со стороны струн, положение бриджа на долю миллиметра меняется – и все струны начинают немного «высить» или «низить». Другими словами, настройка одной струны оказывает влияние на строй других струн, и это может быть большой проблемой. Вторая проблема это регулировка натяжения пружин при замене струн на струны другого производителя или другой калибр. Третья проблема это изменение положения бриджа при опоре на него рукой во время игры. А есть еще и четвертая и пятая…..Так или иначе, мы не рекомендуем выбирать гитару с таким бриджем в качестве первого инструмента. Фиксированный бридж типа «tunamatic» – это кардинальное решение проблемы. С ним нет никаких проблем, но и нет никаких дополнительных возможностей. Гитару с таким бриджем вполне можно рекомендовать в качестве первой. Но что делать, если вы фанат, например, Стива Вая? В таком случае можно попробовать классический вариант (как на нашем первом рисунке). Это бридж типа «tremolo». Он позволяет качать рычаг только в одну сторону, вниз. Кое-какие эффекты вам будут недоступны, но большинство работы с рычагом основывается именно на движении вниз. Зато бридж «тремоло» опирается на корпус и закреплен 6-ю винтами с одной стороны, что делает его намного более стабильным и менее капризным в работе.

13. Отверстие рычага тремоло – сюда вставляется рычаг для работы с бриджем

14. Ручки тембр (tone) регулируют тембр звучания для каждого из звукоснимателей.

15. Громкость (volume) регулирует громкость звучания инструмента.

16. Переключатель звукоснимателей пятипозиционный переключатель, с помощью которого вы выбираете, какие из звукоснимателей активны в данный момент. Можно выбрать как режим работы одного из звукоснимателей, так и сочетание нескольких. От этого довольно сильно меняется звук, что дает вам широкие возможности для выражения вашей музыкальной индивидуальности.

17. Разъем «jack» используется для подключения гитары к усилителю.

Усилитель

Конечно, вы знаете, что электрогитара сама по себе практически не звучит, и для того, чтобы ее стало по-настоящему слышно, требуется подключать ее к усилителю. Но дело в том, что гитарный усилитель это не просто прибор, который делает звук громким. Он его фактически создает. В формировании того звука, который вы слышите, усилитель играет, пожалуй, даже большую роль, чем сама гитара, поэтому к его выбору стоит подойти очень вдумчиво.

Изначально во времена динозавров гитарные усилители имели один каскад усиления, по сути, это были обычные усилители мощности, которые, конечно, имели тот или иной характер, но кардинально звучание инструмента не меняли. Электрогитара звучала довольно похоже на обычную акустическую гитару, только гораздо громче в зависимости от мощности усилителя и несколько резче.

 
Примерно так выглядели все гитарные усилители в эру «до перегруза»

Но однажды гитаристы заметили, что если слегка перегрузить усилитель (что теоретически считалось ошибкой в настройке звука), то полученный на выходе перегруженный звук получается довольно интересным и открывает множество новых возможностей. Однако проблем с таким звуком на усилителях той эпохи было больше, чем преимуществ. Во-первых, перегружать усилитель можно было лишь слегка, иначе появлялся ужасный фон, звук становился неприятным на слух, да и можно было попросту испортить усилитель. Тогда было принято решение делать усилители с двумя каскадами усиления: первый, названный предусилителем, перегружался и отдавал уже перегруженный сигнал на второй усилитель, прозванный оконечником, который уже разгонял громкость звука до необходимой мощности и придавал ему дополнительную окраску. Так родилась классическая схема гитарного усилителя и началась эпоха рок-музыки. Возможность перегружать предусилитель еще больше появилась несколько позже и открыла эпоху металлической музыки, в гитарном мире – эпоху хайгейна (gain – это понятие, отражающее степень перегруза предусилителя). Усилители стали делиться на «хайгейновые», предназначенные, в первую очередь, для тяжелого звука и «лоугейновые», заточенные больше для работы с чистым звуком и способные перегружаться лишь незначительно.

 

Современный «хайгейновый» усилитель

 

Затем пришли новые технологии, транзисторы стали часто заменять лампы, появились транзисторные усилители, затем в эру цифровых технологий появились цифровые (модулирующие) усилители.

Моделирующие усилители по внешнему виду ничем не отличаются от традиционных. Возможностей у них намного больше, а звук у современных моделей практически неотличим от лампового или транзисторного усилителя.

Сейчас на рынке можно встретить представителей всех трех поколений, причем в данном случае принадлежность к новому поколению отнюдь не является гарантией лучшего звука. Гитаристу важно понимать, какой усилитель ему нужен для его задач. Поэтому перейдем от теоретической части к практическим рекомендациям.

1.     Если вы хотите играть музыку, построенную на чистом звучании гитары (фанк, джаз, кантри, психоделический рок, брит-поп и так далее), то стоит ориентироваться на «лоугейн» усилители, если же вы фанат punk, heavy-metal, thrash, metalcore, math-metal, modern-metal, death-metal, black-metal и т.д. – то ваш выбор – «хайгейн» усилитель. Конечно, современные усилители гораздо более универсальны, чем их предшественники, каждый из них способен в той или иной степени выдать и красивый чистый звук и неплохой перегруз, но все же специализация сохраняется до сих пор, поэтому изучить этот вопрос до приобретения усилителя очень важно, не менее важно, чем вопрос о гитаре.

2.     Ламповые усилители – дорогое удовольствие. Они хороши тем, что дают максимально «теплый», и «настоящий» звук. На них сложнее играть, лампа не прощает мельчайших ошибок в звукоизвлечении, но зато, если уж ты умеешь играть на «лампе», то ты действительно умеешь играть! Как правило, в ламповых усилителях довольно ограничены возможности эффектов. Хороший чистый звук и хороший перегруженный звук – зачастую это все, что они могут предоставить. Но при этом поклонников у ламповых усилителей огромное количество.

Транзисторные усилители можно охарактеризовать как переходный период от ламповых к цифровым. Они весят намного меньше ламповых, гораздо менее капризны при транспортировке, стоят значительно меньше и при этом звучат вполне неплохо. Отличный выбор для начинающего музыканта.

Цифровые усилители – новая веха в развитии цивилизации. До недавнего времени цифровой усилитель считался дешевой заменой «настоящему» усилителю. Огромный плюс этих усилителей заключается в том, что в одном корпусе может уместиться чуть ли не весь спектр всех возможных типов усилителей и типов эффектов. В итоге за то, что в аналоговом виде стоило бы целое состояние, сегодня гитарист платит довольно скромные деньги. С другой стороны, цифровые усилители не зря называются моделирующими. Они именно моделируют, то есть пытаются подражать звучанию «настоящих» усилителей. Еще лет десять назад это было хорошо слышно, но сегодня технологии шагнули настолько далеко вперед, что моделирующие усилители не стесняются использовать даже звезды первой величины. Во-первых, это очень компактно, во-вторых, очень удобно в настройке и управлении, в-третьих, это уже очень хорошо звучит. Для начинающего музыканта приобрести относительно недорогой моделирующий усилитель в форме «комбо», когда усилитель совмещен с кабинетом (колонкой), это отличный выбор!

Эффекты

Третья и очень обширная тема это приборы обработки звука. Как мы уже выяснили, сама по себе электрогитара практически не звучит, а при подключении к усилителю звучит либо похоже на обычную акустическую гитару, либо выдает перегруженный звук без каких-то дополнительных эффектов. При этом возможности гитарного звука очень широки, но для их раскрытия понадобятся приборы обработки звука, которые раньше чаще всего исполнялись в виде педалей, которые включались в общую звуковую цепь. Нажатием на одну или несколько педалей гитарист активирует требуемый эффект или комбинацию эффектов. Вот самые распространенные эффекты, которые встречаются в гирном звуке:

С эффектами перегруза мы уже разобрались. Осталось лишь сказать, что в зависимости от характера звучания, их принято разделять на Fuzz, Overdrive и Distortion.

Wah-Wah – педаль, при нажатии на которую гитара выдает характерный квакающий звук. Крайне популярна в тяжелых стилях при исполнении соло. Изменяя положение педали в такт музыке, можно добиться очень интересного звучания.

Chorus – эффект звучания одновременно нескольких гитар. Как правило, используется на чистом звуке, помогает сделать звучание более насыщенным и глубоким

Rever/Hall Эффекты пространства. Создают впечатление, что гитара звучит в просторном помещении с хорошей акустикой и отражением от разных поверхностей.

Delay/Echo – Эффекты задержки, когда изначально сыгранные ноты повторяются через некоторое время один или несколько раз с тенденцией к затуханию. При правильной настройке звучат очень красиво.

Flanger – создает характернное психоделическое звучание гитары. По принципу схож с chorus, но имеет специфическую окраску, поэтому выделяется в отдельный эффект

Pitch shift/octaver – эффекты, построенные на изменении высоты основного тона и подмешивания его к исходному сигналу. Позволяют строить разные интервалы, создавая интересное звучание. Октавер – частный случай питч-шифтера – создает интервал в октаву, которая звучит очень устойчиво и гармонично в любой ситуации.

Конечно же, гитарных эффектов гораздо больше, мы перечислили лишь самые основные. Возникает вопрос, нужно ли начинающему гитаристу наряду с гитарой и усилителем покупать сразу весь набор педалей эффектов? Совсем не обязательно! Навыки игры на инструменте можно развивать используя лишь гитару и усилитель с возможностью перегруза (пожалуй, это единственный эффект, который действительно необходим даже для обучения, потому что техника игры на нем очень отличается от техники игры на чистом звуке). Вторая хорошая новость заключается в том, что большинство современных усилителей (особенно это касается моделирующих усилителей) уже имеют на борту все базовые эффекты для удобства использования.

Надеемся, что наша статья была полезной для вас!